ИСТОРИЯ ПРИХОДЫ БИБЛИОТЕКА ФОТОАЛЬБОМ ССЫЛКИ НОВОСТИ

Письмо декана факультета Канонического права Папского Восточного института в Риме иерея Кирилла Василя по поводу Апостольского экзархата для католиков византийского обряда в России. К годовщине греко-католического Собора в Саргатском


Досточтимый Авва Филипп!

В первую неделю марта этого года в г. Кожиче в Словакии группа молодых ученых в сфере канонического права собралась на конференцию, темой которой стало: Указующие критерии Церквей suiiuris (своего права). Эта встреча предоставила возможность обсудить также каноническую ситуацию некоторых Церквей, которые регулярно регистрируются в Папском Ежегоднике, и поэтому существуют юридически, но до сих пор не имеют иерарха, неизвестно число их паствы, нет сведений об их общей ситуации, организации, деятельности. К таковым Церквям относится и Католическая Церковь византийского обряда, конкретно Апостольский Экзархат для католиков византийского обряда в России.

В марте-апреле следующего года та же группа канонистов организует другую подобную академическую встречу, в рамках которой планируется продолжить изучение и обсуждение феномена Восточных Католических Церквей sui iuris (своего права). Готовя материал для этой встречи, я узнал (как через личные контакты, так и через знакомство с различными документами и комментариями, опубликованными в интернете) о многих положительных сигналах церковной жизни Католической Церкви византийского обряда.

Сам принадлежа к одной из Католических Восточных Церквей, я с интересом слежу за стремлением русских католиков византийского обряда явить их Церковь, наделить ее структурой и жизнеспособностью.

Поэтому я с удовольствием отвечаю на некоторые вопросы и разделяю с Вами мою личную оценку некоторых моментов современной ситуации, пытаясь оценить их, исходя из норм канонического права католической Церкви.

1. Имеет ли смысл сегодня говорить о католиках восточного обряда, имеет ли смысл сегодня призывать к присоединению к одной из Католических Церквей и особым образом одной их Восточных Католических Церквей? Не лучше ли поощрять искреннюю жизнь в Церквях и церковных общинах, в которых верующие оказались по этническому и культурному происхождению, по обстоятельствам, которые от них не зависели?

Эти и другие подобные вопросы часто задаются, когда речь идет о положении католиков в России и особенно, когда говорят о русских католиках византийского обряда. Возможно, на этот вопрос не существует полного, простого и удовлетворяющего всех ответа. Но я думаю, что путь к нему указывают ясные слова II Ватиканского собора в Декрете об экуменизме.

"...Ведь Христос основал единую и единственную Церковь, хотя многие христианские общины представляют самих себя людям как истинное наследие Иисуса Христа. Все они исповедуют себя учениками Господа, но мыслят по-разному и идут разными путями, будто бы разделился Сам Христос. Разумеется, такое разделение прямо противоречит воле Христа, служит соблазном для мира и наносит ущерб святейшему делу – проповеди Евангелия всему творению" (1)

"В этой единой и единственной Церкви Божией уже с самого начала возникли известные разделения, строго порицаемые Апостолом как подлежащие осуждению. В течение последующих веков явились более значительные разногласия, и немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа, и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном (...)"

"Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее, они облечены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви.

Однако отделенные от нас братья – будь то поодиночке, будь то в своих общинах или Церквах – не обладают тем единством, которым только Иисусу Христу угодно было наделить всех, кого Он возродил и оживотворил в единое Тело и в жизнь новую; а ведь об этом единстве свидетельствует Священное Писание и досточтимое Церковное Предание. Ибо лишь через Католическую Церковь Христову, представляющую собой всеобщее орудие спасения, можно получить всю полноту спасительных средств. Мы верим, что одному лишь Собору апостолов, во главе которого стоит Петр, Господь вверил все богатство Нового Завета, чтобы создать на земле единое Тело Христово, в Которое надлежит полностью включиться всем, кто тем или иным образом уже принадлежит к народу Божию". (3)

В свете процитированных выше отрывков мы можем сформулировать вопрос иначе: "Что лучше: принадлежать к одной из Церквей, которые обладают многими средствами спасения, но не обладают тем единством, которым только Иисусу Христу угодно было наделить всех, кого Он возродил и оживотворил в единое Тело, или являться частью Католической Церкви Христовой, представляющей собой всеобщее орудие спасения, и через которую можно получить всю полноту спасительных средств?

Ответ напрашивается сам собой.

Сегодня выражение поддержки присоединения отдельных людей или даже целых общин православных братьев к Католической Церкви может вызвать обвинение в нехватке экуменического духа и в том, что мы действуем против экуменизма. Но какова конечная цель экуменизма? Мы читаем о ней в том же соборном декрете, который после определения экуменизма выражает надежду, что, претворяя в жизнь истинный экуменизм...

"...следуя этим путем, постепенно преодолевая препятствия, мешающие совершенному церковному общению, все христиане соберутся в едином совершении Евхаристии, в единстве единой и единственной Церкви, которое с самого начала дал Своей Церкви Христос и которое, как мы верим, неотъемлемо пребывает в Католической Церкви и как, мы надеемся, будет изо дня в день возрастать вплоть до скончания века. Однако совершенно очевидно, что дело приготовления и примирения отдельных лиц, желающих полного общения с Католической Церковью, по природе своей отлично от экуменического начинания. И все же между ними нет никакого противоречия, поскольку и то, и другое исходит из дивного Божьего предначертания" (4)

Интересно заметить, что выбор между частичным присоединением отдельных людей или соответствующих групп и будущим возможным, вероятным, желаемым, с надеждой ожидаемым окончательным и полным единением всех христианских Церквей не является новой проблемой, эта проблема поднималась с самого разделения христианских Церквей. Более 400 лет назад Киевский митрополит решил обновить свой союз с Римской Церковью. Среди статей этой унии, известной как Брестская Уния, есть статья 13, в которую было включено следующее прошение:

"Раз уж, по воле Божией, и вся остальная часть братьев нашего народа и Греческой Церкви захотела примкнуть к тому же святому союзу, да не упрекнут нас напрасно в том, что мы опередили их в этом союзе".

Процесс поиска единства должен рассматриваться в свете веры, в убежденности, что этот процесс несет исполнение заповеди единства, которое дал нам наш Господь на Тайной Вечери.

Но если кто-то не в состоянии смотреть на этот процесс в свете веры, он должен был бы, тем не менее, признать основополагающую свободу человека принадлежать к церковной общине или менять такую принадлежность, сообразуясь со своей совестью. Это право непреложно и является одним из основополагающих и неотъемлемых прав человека.

2. Иногда ставится под сомнение само существование Апостольского Экзархата для католиков византийского обряда в России (далее мы будем называть его просто Экзархат). Я слышал, что некоторые называют этот экзархат "умершим", что он не существует и т.д.

Теперь рассмотрим относящиеся к этому вопросу каноны. Согласно ККВЦ к.921 § 2 экзархат – это юридическое лицо, такое, каким является Церковь suiiuris (своего права), провинция или епархия. Согласно ККВЦ к. 927 § 1 юридическое лицо по сути своей является постоянным; но прекращает свое существование в случае упразднения его компетентными властями или в случае фактического прекращения существования на протяжении периода ста лет. Физическое устранение экзархов, преследование верующих, невозможность религиозной жизни и т.д. – все это действительно было в истории Экзархата, однако эти события, разумеется, не подпадают под нормативу, предусмотренную ККВЦ. Преследование осуществлялось при политическом режиме, который по идеологическим причинам вел анти-религиозную борьбу и, поэтому такой режим никоим образом не представляет собой "компетентной власти". Другой путь упразднения юридического лица (отсутствие активности более чем 100 лет) в нашем случае отпадает по простой причине: Экзархат был образован 87 лет назад. Единственным компетентным органом власти, который мог бы упразднить Апостольский Экзархат является Апостольский Престол, но даже он сделал бы это только в случае "серьезных оснований, после консультаций со своими управляющими (модераторами)", как требует этого ККВЦ 927 § 2 и чего, тем не менее, Апостольский Престол не сделал.

3. Кто является членами Экзархата?

С самого начала своего существования Экзархат состоял из людей, которые будучи крещены в русской Православной Церкви, в определенный момент своей христианской жизни, движимые благодатью Бога и соработая ей, почувствовали в своих сердцах и решили претворить в жизнь в явной форме, желание жить христианской жизнью в полном союзе веры и церковного и иерархического общения с Католической Церковью, сохраняя при этом законную духовную, литургическую и дисциплинарную специфику, которая характеризует лучшие традиции русского христианства. Решение этих людей было по-человечески и духовно свободным и незаинтересованным с материальной точки зрения. В самом деле, какой материальной выгоды можно было ожидать от такого решения? Это решение могло спровоцировать только непонимание, ненависть, а также прямое преследование как от идеологических и политических врагов Католической Церкви, так и от других христиан, которые не живут и не хотят жить в единении веры, таинств и управления с Католической Церковью.

Полагаю, что та же самая благодать Бога и те же самые духовные мотивации движут также сегодня всеми людьми, которые объявляют о своей принадлежности или желании принадлежать Католической Церкви византийского обряда.

Касаясь канонической основы, по которой крещенный в Русской Православной Церкви становится членом русской католической Церкви византийского обряда, обратимся к нормативе II Ватиканского собора Декрета OrientaliumEcclesiarum(о Восточных Церквях), в котором подтверждается, что "...крещенные в любой некатолической Церкви или общине, приходящие к полноте католического общения, пусть повсюду сохраняют свой обряд, чтут и по возможности соблюдают его. При этом в особых случаях, касающихся отдельных лиц, общин и областей, остается в силе право обращаться к Апостольскому Престолу" (4)

В юридической и церковной терминологии термин "обряд" когда-то использовался для обозначения определенной Восточной Церкви. Сегодня под словом обряд понимается литургическое, богословское, духовное и дисциплинарное наследие - отличающееся культурой и историческими обстоятельствами народов - которое выражается в способе практики веры, свойственном каждой Церкви своего права, в то время, как собрание верных христиан, присоединенное иерархией по норме права, признанное высшей церковной властью явленно или по умолчанию называется Церковью своего права. Толкуя в этом смысле статью 4 OrientaliumEcclesiarum, читаем, что человек, ранее принадлежавший к Русской Православной Церкви, своим свободным решением (предусмотренным разделом XVIIККВЦ) желает присоединиться к полноте католического общения, становится членом Католической Церкви византийского обряда.

В России нередки случаи, когда восточный христианин до знакомства с Католической Церковью не был практикующим христианином и более того, часто, кроме крещения, которое он получил в детстве, не жил верой в восточном литургическом духе. В том случае, когда его подход к католической вере происходит исключительно через Католическую Церковь латинского обряда, при том, что на определенной территории не существуют даже самых элементарных церковных структур Восточной Католической Церкви, к которой, "становясь католиком", он должен был быть причислен, присоединение, в простых случаях, происходит даже через "практический" переход к латинскому обряду, однако со строго канонической точки зрения, этот переход, разумеется, не может считаться "автоматическим". Чтобы справедливо разрешать подобные ситуации собор предлагает единственный путь, то есть: "...обращаться к Апостольскому Престолу, который, как высший арбитр в межцерковных отношениях, в экуменическом духе позаботится об удовлетворении этих нужд сам или через посредство других властей, издавая соответствующие нормы, декреты или предписания" (4)

В отношении верующих христиан, которые приходят из Русской Православной Церкви и (пользуюсь своим правом жить вселенскостью в полной гармонии с их духовным, богословским и дисциплинарным наследием) хотят присоединиться к Католической Церкви, у Католической Церкви есть соответствующий моральный и пасторский долг, чтобы предложить адекватное пасторское попечение через церковные структуры соответствующей Церкви iniuris.

Страх обвинения в униатстве, которым может быть в данном случае заклеймена Католическая Церковь, не должен остановить ее в принятии на себя пасторского обязательства в полном служении своим верным. Более того, в положительном смысле применяя дух и прочтение ККВЦ к. 588, всякий человек, который входит в полное католическое общение должен поощряться оставаться в обряде, более близком к его культуре.

Обе ситуации, которые мы представили: как та, что описывает присоединение русского человека к латинской Церкви, так и та, при которой он становится членом Российской Католической Церкви византийского обряда в Экзархате содержит немало практических трудностей и, по мнению некоторых, трудностей церковного и экуменического порядка; однако все это не должно остановить Католическую Церковь в возвещении Евангелия неверующим или не практикующим в уважительном и теплом принятии этих братьев, которые своим личным решением желают достичь полного единства с Католической Церковью и предваряют столь желаемое единение всех христиан, помогая таким образом реализовать желание Господа "да будут все едино (...) да уверует мир" (Ин. 17, 21).

4. Как лучше вновь пробудить и реорганизовать церковную жизнь Экзархата?

Нельзя сказать, что есть единый идеальный и универсальны метод, посредством которого достигается оживление церковной структуры, чтобы оправиться от ударов, нанесенных политическими событиями и преследованиями. Дух дышит, где хочет и часто подсказывает новые и неожиданные способы, которые потом могут вызвать процесс нового расцвета Церкви. Я хочу привести пример из недавней истории. В 1950 году коммунистический режим упразднил Греко-Католическую Церковь в Чехословакии. Верующие и духовенство были принуждены стать членами православной Церкви или отказаться от веры. Епископ города Прешов, блаженный Павел Гойдич, умер в 1960 году в тюрьме. С начала 1968 года, в атмосфере временной политической оттепели, известной как Пражская весна, духовенство начинает возвращаться из мест ссылки и возобновлять священническую деятельность в приходах, из которых их выгнали 18 лет назад. В апреле 1968 года организуется собрание священнослужителей, во главе с викарным епископом, только что вышедшим из заключения, и представителями мирян. На этой встрече формируется действующий комитет, который становится рупором Церкви. Об этой ситуации информируют Святой Престол, ищется поддержка латинских епископов Словакии. Верующие, насильственным образом присоединенные к Православной Церкви, начинают объявлять о своем желании быть католиками. Так начался процесс, который в июне 1968 года привел к легализации Греко-Католической Церкви. Когда 21 августа 1968 года демократические реформы в Чехословакии были раздавлены танками войск Варшавского договора, процесс демократизации останавливается, но Греко-Католическая Церковь, расцветшая после продолжительной зимы, выживает, реорганизуется, растет. В апреле 1969 года для этой Церкви назначают апостольского администратора. Действительно, должно пройти еще 20 лет, чтобы и сюда был назначен епископ, но Церковь не торопится. Трава растет быстро, а вот такому дереву как дуб необходимо больше времени для развития, но когда он пустил корни, он устоит в любую бурю.

Таким же образом можно оценить встречу, Собор, священнослужителей Экзархата, произошедший с 23 по 25 августа 2004 года в с. Саргатском, Омской области, о котором я узнал через интернет и которая вывала интерес у некоторых СМИ. Этот Собор явил свету существование, желания и проекты Католической Церкви византийского обряда. Не сомневаясь в том, что он был организован и прошел bonafide (искренне, честно, по совести) и с намерением помочь собственной Церкви, отмечу, что Собор, конечно, представляет собой отправную точку для всех заинтересованных, не только для русских католиков византийского обряда, но и для компетентных высших органов Католической Церкви. Последние на самом деле могут либо выразить свою позицию, принять решение относительно будущего Российской Католической Церкви византийского обряда, либо же могут подтвердить начатый путь умолчанием (quitacet – consentirevidedur, (букв. с лат. - тот, кто молчит, кажется согласен): молчание – знак согласия - гласит древняя латинская поговорка). Из опубликованных текстов этого Собора, очевидно, что участники постарались действовать в соответствии с каноническим правом. Не все вопросы и проблемы, которые они затронули, суть одинаково важны и срочны, не все можно разрешить в кратчайшее время, но теперь, по крайней мере, обозначены некоторые проблемные места, к которым нужно обратиться в первую очередь.

Каноническое право не может дать ответы на все вопросы, не может предвидеть все ситуации. Иногда необходимо сделать первый шаг непредусмотренными каноническим правом способами, не нарушая, тем не менее, само каноническое право.

Когда в каком-то городе на электростанции происходит авария, и люди остаются в темноте в терпеливом ожидании, что кто-то компетентный наконец-то устранит неполадку и вернет всем свет; я полагаю, что в такой ситуации зажечь свечу (даже маленькую) лучше, чем жаловаться на темноту.

5. Каковы перспективы Русской Греко-Католической Церкви византийского обряда? Что можно ответить тем, кто видят в ее пробуждении "проблему"? И что могут сделать русские католики византийского обряда?

Будущее в руках Божьих. Почти две тысячи лет назад маленькая группа простых но искренних людей возмущала, по мнению многих, религиозный покой в святом граде Иерусалиме. В то время некий законник Гамалииле, столкнувшись с этой "проблемой", сказал: "... смотрите же, что вы делаете против этих людей. ... Если это учение или эта деятельность от человека, она будет разрушена; если же она исходит от Бога, вы не сможете победить этих людей; да не будет так, что вы воюете против Бога!"

Русским же католикам стоило бы указать на путь личного вовлечения, вовлечения убежденного и смиренного, исполненного предложений и созидательности; путь который описывает в своей книге ImpegnoconCristo (Вовлечение со Христом) известный итальянский священник Примо Маццолари:

"Вовлекаемся мы, а не другие, исключительно мы, а не другие, ни те, что стоят выше нас, ни те, что ниже, ни те, что верят, ни те, что не верят.

Мы вовлекаемся, не претендуя, что другие разделят с нами наше вовлечение ради своих интересов либо по какой-либо другой причине.

Мы вовлекаемся не осуждая того, кто не вовлекается, не обвиняя того, кто не вовлекается, не вынося приговор тому, кто не вовлекается, не оставляя наше вовлечение, поскольку другие не вовлекаются...

Мир движется, если движемся мы, молчит, если молчим мы, делается "новым", если кто-то рождается в "новое творение", становится варварским, если мы выпускаем зверя, который сидит в каждом из нас.

Весна начинается с первым цветком, день с первым лучом, ночь с первой звездой, горный поток с первой капли..."

Досточтимый авва Филипп,

по случаю окончания вашего пребывания в Риме, я от сердца желаю всякого Господнего благословения Вам, вашей монашеской общине МСВВ и всем русским католикам, и остаюсь Ваш во Христе

P.Cyril Vasil’ SJ 

 

 

 

 

 

вернуться  на главную