ИСТОРИЯ ПРИХОДЫ БИБЛИОТЕКА ФОТОАЛЬБОМ ССЫЛКИ НОВОСТИ

 

© Осадчая Наталья, г. Обнинск

Паломническая поездка В Украину на ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ СОБОР

Киев-Львов, 22-27 июня 2005 г.

В один из воскресных дней в начале июня 2005 г. по окончании литургии о. Р сообщил нам о возможности поехать в паломническую поездку, поступило приглашение из Украины на участие в Евхаристическом Соборе, который организовывала Украинская Греко-Католическая Церковь во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и Галицким Любомиром кардиналом Гузаром, Верховным Архиепископом Львова. Наш Владыка Преосвященный Епископ Иосиф Верт, ординарий для католиков Византийского обряда в России благословил на поездку и участие группу из России.

Украина – родина моего отца, мне были явные знаки, которые свидетельствовали…

Поэтому в следующую встречу с батюшкой я спросила: «Что с поездкой во Львов? Это реально? Он ответил, что нужно решить некоторые технические вопросы. Наконец, все утряслось.

22.6.2005 г.

Мы выехали по маршруту Москва-Киев-Львов. Наша группа состояла из 7 человек, все мы верующие католики византийского обряда.

Нам очень хотелось, чтобы во время поездки, была теплая погода, потому, что накануне лили сильные дожди, и чтобы нам сопутствовала в пути удача.

На Киевском вокзале устроена небольшая прекрасная православная церковь, в ней был отслужен молебен о путешествующих и все отправились на посадку в поезд до Киева. Нас провожал о. Евгений Юрченко SDB. Он дал нам в дорогу большую сумку яблок и благословил. Удивительно, но яблоки эти не кончались. Мы питались ими по дороге и туда и обратно.

В поезде некоторым достались по билетам места на верхних полках, но свет не без добрых людей: женщинам уступили места на нижних полках.

Ночью проезжали границу, проверка документов, потом спокойно отдыхали.

23.6.2005 г.

Утром проснулись рано. За окном пейзажи. В сборнике моей мамы Н.П. Осадчей «Эх духа моя…» есть стихи:

«О, как волнует этот вид знакомый!

Вот эти хатки, крытые соломой,

Расшитые на окнах рушники

И мальвы, что стройны и высоки.

У хаток белых – с журавлем криницы

Над ними аист медленно кружится

За гаем – позабытый древний шлях

Едва заметный в буйных ковылях».

Да, Киевская Русь, но и она сегодня другая.

Помолились, потом стали вместе читать текст Энциклики о Евхаристии, которую наш батюшка предусмотрительно взял с собой, чтобы использовать с пользой время в пути. Главное, что многие вынесли из этого документа, это предостережение от формального подхода к таинству Евхаристии, удаляющего нас от истинного соединения со Святым Телом и Кровью. Нужна большая работа души в подготовке к Причащению, как в искренней молитве, так и в отречении от мирских забот человека перед этим действом.

Подъезжаем к Киеву, мост через величественный Днепр-Словутич. На горе сияют золотом купола Лавры. Вспомнила, что в 3-х летнем возрасте я была крещена, вместе с братом во Владимирском соборе Киева. Вспомнила всех своих родных по линии отца. Все они добрые верующие люди. Сегодня предстоит встреча с тетей Тамарой (мы позвонили ей перед отъездом).

Вспомнила, что по телевидению видела фильм документальный о Киево-Печерской Лавре, о мироточащих главах, о чудесных исцелениях по молитвам святым. Мне очень хотелось побывать в пещерах, приложиться к мощам святых, помолиться.

Мечты сбываются! Киев!

Наверху над домами, над улицами, над трафиком машин парят купола собора святого Владимира. Радостная долгожданная встреча с родными. Мы не виделись 25 лет. Последний раз я была в Киеве проездом по пути в Германию. После Чернобыльской аварии к нам в Обнинск на лето привозили брата Алешу, сейчас он уже взрослый, работает заграницей, ученый. Маму забирают в гости к родным. Наш отец, Василий Осадчий – украинец, рожден в селе Червоное, близ Фастова, на родине прожил всего пять лет, ездил в эти края почти каждый год из Сибири. Стремился на родину. Семья его была в период коллективизации раскулачена, репрессирована. В 1933 г. отец увез троих детей с женой в Ленинград от голода. Там, в Ленинграде он был арестован по 58-ой статье и отправлен на строительство канала «Москва-Волга». Детей отдали в разные детдома, отправив мать в ссылку в Среднюю Азию. А потом война и Ленинградская блокада. Лишь в конце войны Василий был эвакуирован в Сибирь. Так он стал сибиряком. Из Сибири после войны ездил к отцу, который всю войну прошел солдатом. Семья никогда уже не восстановилась. След младшего брата из дома ребенка в Ленинграде исчез навсегда... Вот такая судьба у наших родственников- украинцев. Все это вспоминала мама вместе с родственниками своего покойного мужа, при встрече в Киеве.

А Киев? - С его Владимирской горкой, с Софийским собором, с Золотыми воротами, с Андреевским и Михайловским соборами.

Едем к святым. Для всех нас очень важна эта встреча. На метро мы добрались до станции «Арсенальная» и далее пешком до Аскольдовой могилы, с нашей тропинки был виден на противоположной стороне Днепра воздвигаемый Патриарший собор, где в скором времени будет кафедра Блаженнейших Предстоятелей Киевской церкви, единой с центром Вселенского христианства – Римом. Уже видны вызолоченные боковые главки собора.

На месте погребения древнего варяжского князя Аскольда, пришедшего на княжение в Киев, в крещении принявшего имя Николай и убиенного язычниками сейчас возобновлены богослужения, здесь греко-католический храм в честь святителя Николая Чудотворца. Тут мы помолились, пропели молебен. На стене храма закреплена памятная бронзовая доска в память о посещении этой церкви Святейшим Папой Иоанном Павлом II во время его визита в Киев.

Киев – это яркое проявление и иллюстрация православия древнего, православия не разделенного с Римом, равно открытого и Византии и Западу. Здесь можно ярко представить картину прошлого, древней Киевской Руси.

Далее наш путь в Лавру. У источника преподобного Феодосия мы помолились, умылись святой водой. Ноги устали, но сердце радостно бьется. Душа встала на место. Кругом красота, благодать. Вспоминаются стихи Александра Трутнева. Они передают мое душевное состояние:

От света Божьей благодати

Душа становится светлей.

Тебе молюсь я, Божья Матерь,

И верую еще сильней.

Вся грандиозность совершенства

Сознанье поражает вдруг

И несказанное блаженство

Смиряет страсти, плоть и дух.

И понимаешь всю нелепость

Своих амбиций и обид.

От них душа не только слепнет,

Но и страдает, и болит.

От света Божьей благодати

Душа становится светлей.

С иконы смотрит Божья Матерь

Глазами матери моей.

На Божью милость уповая,

Шепчу я: «Боже, помоги…»

И свечи в церкви зажигая,

Прошу прощенья за грехи».

Нам очень отрадно в древних пещерах, где почивают мощи угодников Божиих, было поклониться честной главе святого Климента Папы Римского. По древнему преданию, основателем христианской церковной жизни на юго-западном берегу Крыма в Херсонесе Таврическом, считается апостол Андрей Первозванный. Семена, посеянные этим славным апостолом, принесли обильный плод, спустя несколько десятилетий, прибывший в эти места в 94 г., осужденный императором Траяном (53-117) на заточение в Инкерманские каменоломни, епископ Римский Климент, нашел здесь более 2 000 христиан. Этими христианами могли быть, как местные жители, так и сосланные в тяжелые работы языческой властью из других мест Римской империи. Начатое Первозванным апостолом евангельское благовестие было продолжено в Крыму Римским Папой Климентом. Проповедь его была такой сильной, что люди сотнями принимали от него святое крещение, на полуострове он устроил до 75 церквей. Весть об успехах христианства достигла столицы, и в 100 году из Рима пришло повеление воздвигнуть гонение на христиан. Сам архипастырь был утоплен в море, священномученика привязали к якорю, многие христиане из его паствы также кровью свидетельствовали свою веру. Святые мощи Климента Папы были обретены в Херсонесе братьями просветителями Кириллом и Мефодием и доставлены в Рим, а голова пребывала в Крыму. Святой князь Владимир перенес святыню в свою столицу, после того, как сам крестился.

Монах смотритель в пещерах сказал нам, что именно сейчас честная глава Священномученика Климента Римского мироточит, и показал нам, где она хранится вместе с другими святынями в одном из подземных лабиринтов, он разрешил нам помолиться, мы тихонечько пропели молебен.

Весь день мы на ногах. Жарко. Гуляем по городу, много фотографируемся. Центр, «майдан Незалежности», Крещатик, фонтаны, достопримечательности. Что-то снимаем на камеру, угощаемся киевским мороженным. Вечером в одном из соборов мы попали на Всенощное бдение и подошли к помазанию освященным елеем. На стене храма мне показали икону святой Наталии. День прошел чудесно. С грустью расстаемся с Киевом. Вечерним поездом отбываем во Львов.

24.6.2005 г.

Утро мы встречаем уже во Львове. Он особенный, несколько схож с Прагой и Брно, что-то напоминает Ригу. Во всем это древний, западный, европейский город. Чистый, неторопливый, сосредоточенный. Публика спокойная, жизненный ритм, конечно же, не московский.

Место прибытия: ул. Музейная, д. 1. Мы у храма Святой Евхаристии. Величие, красота строгая, божественная. Грандиозное величественное сооружение – Доминиканский собор. Внутри красивое убранство, много цветов, горят свечи. Поет хор девушек. Акустика прекрасная.

Нас встречают. Небольшой отдых, умылись с дороги. О. Ростислав приглашает всех на Литургию. Сегодня 24 июня – праздник иконы Божией матери «Достойно есть». У моей мамы - Нины Петровны день рождения. Какое счастье оказаться именно здесь в такой день. Вся наша группа хором пела во время литургии. Все причастились. Потом был благодарственный молебен. Спели песнопение «Тебе Бога хвалим». Затем праздничное чаепитие с пением многолетия дорогой мамочке.

Далее осмотр Музея истории Религии. Музей этот не обычный. Очень богатая экспозиция. Особый отдел посвящен теме проходящего Евхаристического Собора, истории украинских греко-католиков, подпольному времени, а также представлены экспозиции истории разных направлений православия в Украине, разные этапы развития религиозной мысли, различные исторические пласты. Вспомнились слова песни-молитвы:

 

 

 

«Дева Мария – наша отрада

Наша надежда в трудном пути

Скорбное сердце лаской обрадуй

Мы - Твои дети, нас защити!

 

Матерь Святая, молим усердно

К сердцу Христову дай нам прийти

К нашим моленьям будь милосердна

Мы – Твои дети, нас защити!»

Экскурсия по городу. Семинарист Тарас – наш гид. Он ведет нас по древним улицам города, рассказывает о богатой истории Львова. Заходим в старинную аптеку. Знакомимся с различными приспособлениями для взвешивания лекарств, измельчения трав, приготовления настоек, порошков, мазей, с бланками старинных рецептов. Это первая во Львове аптека, и надо же было кому-то так бережно, так любовно сохранить все это для истории, для потомков.

Далее, - армянская церковь. Увлекательный рассказ мы выслушали из уст армянского священника. Под каждой плитой, под каждым камнем двора захоронены люди, которые пожелали после смерти лежать именно так, чтобы быть попираемыми проходящими людьми. Ныне этот храм отдан армянской апостольской общине, до разгрома церковь принадлежала армянам католикам, община которых была безвозвратно разгромлена в советское время, несколько тысяч армяно-католиков из Галиции были вывезены вместе с украинцами в Сибирь в 1939 и затем после 1945 гг.

На трамвайной остановке встреча с интересным человеком, это пани Анна, учительница из Кракова. Она обрадовалась, что мы группа из Москвы, подарила нам открытку с портретом покойного Папы Иоанна Павла II, рассказывала о своем визите в Москву. Это еще при коммунистах, о том, как причастилась в одном из православных московских храмов и когда приехала домой и рассказала об этом своему ксендзу, тот похвалил, сказав: «плохо было бы, если бы не причастилась, не почтила Святые Дары». Обменялись адресами.

На трамвае доезжаем до дома «Каритас», в котором нас поселили. Кстати сказать это по соседству с Российским Генеральным консульством во Львове. Греко-католическая община приняла нас радушно, с братской любовью и вниманием ко всем нашим нуждам. Условия хорошие. Спим на втором этаже, рядом душ. Столовая расположена на первом этаже. Обед. Питание нам было обеспечено трехразовое, обильное, высококачественное и разнообразное. Отдых. Вечером в саду, на свежем воздухе о. Р. продолжил чтение и обсуждение Энциклики Папы Иоанна Павла II о Евхаристии. Возвращаясь к мысли об этом документе, я хочу сказать о том, что меня заставило осмыслить прочитанное: Папа через две тысячи лет посетил в Иерусалиме Сионскую Горницу, где по преданию, впервые Евхаристию совершил Сам Христос. Пребывая в этом месте, Святейший Отец осмысливал события вечности. Он пишет в Энциклике:

«Поняли ли апостолы, участники Тайной Вечери, значение слов, изошедших из уст Христа?» И отвечает: «Возможно, нет». Эти слова в полной мере стали понятны только по окончании Священного Триденствия, времени прошедшего с вечера четверга до утра воскресенья. В этих днях заключена Пасхальная Тайна. Они же охватывают Евхаристическую Тайну. Церковь рождается из Пасхальной Тайны. Именно поэтому Евхаристия, т.е. Пасхальная Тайна и таинство по преимуществу. Это сердцевина церковной жизни», - эти рассуждения Папы основополагающи, они убедительны и логичны.

***

Оля Стириженюк перед сном сообщила мне, что в приюте «Каритаса» есть мальчик с такой же фамилией, как у меня. Я удивилась, действительно, увидела в списке детей, который висел у входа в комнату: Осадчий Теодор.

25.6.2005 г.

На следующий день наш священник утром убежал в Украинский Католический Университет, где проходила архиерейская литургия, служил владыка Юлиан Гбур и затем научная программа, а также отцу Ростиславу нужно передать Письмо от нашего владыки Иосифа Верта к Блаженнейшему Любомиру Гузару. Нас батюшка пожалел и не стал рано будить, предоставив свободную программу, мы договорились встретиться в соборе св. Юра. Мы продолжали знакомиться с городом, осматривали храмы. В центре старого города зашли в настоящий готический храм, это соборный храм в честь Успения Божией Матери, римско-католическая кафедра кардинала во Львове. Интерьер поражает, шла месса, звуки органа, чудесно.

В курии архиепархии состоялась наша беседа с владыкой Игорем Возняком, епископом помощником. Он благословлял всех нас, мама подарила ему книгу своих стихов «Эх, душа моя…». Увидев на обложке фамилию Осадчая, он сказал, что ему знакома эта фамилия, что в епархии работают брат и сестра Осадчие Владимир и Ольга.

Владыка спросил: «Как Церковь в России?»

Он доверительно и тепло беседовал с нами, был прост в общении, сердечен, радушен, расспрашивал нас о нашей жизни, о том, что волнует нас, какие трудности мы испытываем в нашей церковной жизни. Напоил нас водой (было жарко на улице), подарил икону, плакаты, открытки с благословением. Владыка Игорь провел нас в исторические Митрополичьи палаты, показал комнаты и залы. Эти стены – свидетели многого, тут жил митрополит Андрей Шептицкий, у него гостили Леонид Федоров, русские священники Толстой и Дейбнер, кн. Волконский, русские митрополиты Антоний Храповицкий и Евлогий Георгиевский нашли тут гостеприимный кров в тяжелое время преследований. В одной из комнат останавливался Папа Иоанн Павел II во время своего визита в 2001 г. Залы, интерьеры, убранство всех огромных просторных комнат – образец высокого искусства. Все это нам довелось увидеть. В довершение владыка Игорь повел нас на балкон и перед нами предстал во всей красе Львов со всеми его храмами. Распрощавшись с епископом очень тепло и с надеждой на дальнейшую встречу, мы продолжили осмотр собора.

В храме св. Юра мы попали на венчание. Так получилось, что в этот день во всех храмах Львова, где мы были шли венчания, пелось многолетие.

Впечатления наши были усилены новой встречей, которая произошла в крипте собора. Там была гидом монахиня, которая ведет экскурсии на многих языках для паломников и туристов из разных стран. Вместе с нами была в тот момент польская делегация. Увидев нашего о. Ростислава сестра Владимира, так ее звали, несказанно обрадовалась, поздоровалась с ним, ранее они были знакомы. Мы молились на могилах великих людей митрополитов Андрея Шептицкого, Владимира Стернюка, кардинала Мирослава Любачивского и патриарха Иосифа Слипого.

Одна из наших спутниц Лариса Владиславовна Стриженюк нашла в старинном городском дворике училище связи, в котором училась много лет назад, приехав во Львов юной девушкой после школы. Сейчас она показывала своей дочке студентке и нам те памятные девичьи места.

Далее мы прошли по роскошному бульвару в центре города до Оперного театра, мимо Иезуитской коллегии, где когда-то учился Богдан Хмельницкий, увидели рядом современный памятник Тарасу Шевченко, зашли на вернисаж, где выставлены изделия народного искусства, вышивки в живой традиции, сорочки, блузки, рушники, салфетки и т.д.

Оттуда зашли в Преображенскую церковь, где уникальный высоченный иконостас, сохраняющий древнюю традицию балканского и греческого характера, солея почти отсутствует – как в греческих храмах. Боковые престолы, напротив имеют иконостасы скорее символические. Видели мы самую древнюю церковь Львова – храм святого Николая, ныне он принадлежит православным украинцам. Церковь святого Онуфрия в монастыре василиан удивила своей гармонией, и опять же иконостас – резьба, позолота, сами иконы в лучшем исполнении восточно-византийского искусства. В этом монастыре когда-то жил первопечатник Иван Федоров, бежавший на Западную Русь. В этом монастыре он умер и похоронен.

Особые чувства я испытала при встрече с о. Василием (Владимиром) Вороновским, студитом в соборе святого Михаила архангела. Он благословил каждого из нас. Батюшка застеснялся от того, что мы начали по русской традиции целовать его руку и стал давать для целования наперсный крест. С волнением я поцеловала его скромный деревянный крест. Этот старенький батюшка, переживший гонения и подпольное служение при советской власти отличается особым Божьим даром очищать силой своей веры и молитвы души христиан от бесовского наваждения, от порчи, он отчитывает одержимых, по-латински – экзорцист.

От монастыря братьев студитов рядом находится собор «малый Юр», это историческая православная церковь во Львове, построенная для румынских купцов и румынских солдат, отбывавших воинскую службу в то время, когда все это были земли Австро-венгерской империи. Традиционно храм принадлежал Румынской православной патриархии, он и построен в румынском стиле, ныне это кафедра православного архиепископа Московского патриархата. В церкви обращает на себя внимание икона Божией Матери, написанная в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в XIX в., это подарок румынскому храму от российского консула во Львове.

Среди незабываемых впечатлений многие из нас впервые присутствовали на службе, во время которой совершалась хиротония. Мы были свидетелями трех рукоположений, двоих человек посвящали в священники и одного в диаконы. Церемонию рукоположения совершал владыка Андрей Сапеляк SDB в монастыре салезианцев, в огромном храме Покрова Божией Матери в микрорайоне на Лычаковской. Владыка Андрей человек очень преклонного возраста, он участник II Ватиканского Собора, был епископом в украинской диаспоре в Аргентине. Сейчас уже несколько лет, как он переехал на историческую родину, поселился на востоке Украины в Верхнеднепровске и ведет там душепастырскую работу, как настоятель прихода, не имеет архиерейских палат, не ездит в номенклатурном автомобиле, он скромный настоятель скромной церкви.

На службе в храме были не только украинские священники, но и из Италии, Польши и др. стран. К нашей российской группе подошел, благословил и поприветствовал священник из Московского кафедрального собора Непорочного Зачатия на ул. Малая Грузинская о. Августин Дзендзель SDB. Он рассказал, как он участвовал в почитании Матери Божией Фатимской во время визита ее образа в Россию. Как Ее статую привозили на Красную площадь и служили там молебен у стен Кремля. Охрана была в недоумении, встревожена. Когда охранники спросили священников, что они здесь делают. Священники ответили: Мы молимся перед Богородицей за спасение и процветание России. Отец Августин прилетел из Москвы, чтобы приветствовать новых священников салезианцев во Львове, на следующий день мы также видели его во время торжественной Литургии посвященной Евхаристическому Собору. Нам было особо приятно встретить священника из Москвы, участвующего в богослужениях византийского обряда, в наших ризах, с молитвой о России.

Субботний вечер был переполнен впечатлениями, но мы еще успели посетить Лычаковское мемориальное кладбище. Это кладбище открыло нам прошлое в памятниках ушедших жителей Львова, оно отличается своеобразием сооруженных гробниц, это семейные склепы, много польских фамилий и имен. Перед нашим посещением на кладбище побывали два президента: польский и украинский. В этот день было открытие мемориала солдат и отмечалось примирение двух народов: польского и украинского. Мы были на Лычаковском кладбище до захода солнца. Осматривали отдельные надгробия, памятники, - это произведения искусства, вчитывались в надписи, узнавали имена известных людей, епископов и священников, поэтов, музыкантов, ученых. Среди них: Иван Франко и многие др. На месте захоронения священномученика Николая Чарнецкого (сейчас обретены его мощи и они хранятся в одной из церквей Львова) мы отслужили молебен и после пропели «Вечную память» всем прочим священникам, монахам и верным, и всем погребенным, кто нашел здесь место вечного покоя.

Вечером были фейерверки, звучала музыка, устраивались молодежные выступления, культурная программа и т.д., все по теме связанной с форумом, привлекшим в том числе и нас. Из областей и регионов прибывали новые и новые гости, представители приходов, но у нас уже не было сил. Мы тихо сидели, после ужина в саду у вековых деревьев, на свежем воздухе, наслаждались тишиной вечера и слушали чтение очередной части Энциклики, рассуждали и задавали вопросы, обсуждали… Все было так благостно и хорошо, и самое главное все было понятно.

26.6.2005 г.

Кульминацией пребывания во Львове явилась Литургия под открытым небом на площади у Собора Пресвятой Богородицы в микрорайоне Сыхив, в 2001 г. здесь служил Папа Иоанн Павел II, в 2005 г. здесь собрались участники Собора Святой Евхаристии на общее служение. Ежедневно причащаемся Святых Христовых Таин. Душа укрепляется.

День был особенный, удивительно было то, что весь день над землею стояли тяжелые тучи, но дождя весь день не было. На огромной площади собралось более ста тысяч народа. Организаторы мероприятия так предусмотрительно все продумали, что на площади при таком стечении людей не было сутолоки, давки, заторов, не было даже шума. Площадь безмолствовала, пока проходила основная часть форума. Народ внимал. Это был заключительный момент, связанный с Евхаристическим конгрессом.

Был оглашен торжественный акт и разъяснения, затем общая молитва хором, вслед за священником вся площадь произносила Иисусову молитву, духовенство приготавливалось к Службе Божией. Торжественный Крестный ход с вышитыми хоругвями, каждая из которых истинное произведение декоративно-прикладного искусства. К алтарю на возвышении проследовали архиереи и духовенство. У помоста собралось около пятисот священников из Украины, Польши, Румынии, Молдовы, Словакии, России и Беларуси. Началась Литургия, которую возглавлял Блаженнейший Патриарх Любомир Гузар. Во время Литургии в пении принимали участие несколько хоров, а также и народ. Когда запели «Верую» и «Отче наш» – это звучало в едином мощном порыве.

Никто никого не толкал. Я видела только два случая обморочного состояния женщин, которым волонтеры тут же оказали помощь, подали воду и переправили их к машинам скорой помощи, что находились рядом.

Причащение народа было очень продумано. От алтаря пошли множество священников с чашами для причастия, над каждым из них семинарист держал большой, приметный, особенный зонтик. Священники разошлись по всему пространству людей.

Величественно и торжественно звучат молитвы – песнопения. Едиными устами и единым сердцем все прославляют Творца, множество священников причащают тысячи людей. Это незабываемо!

В конце, как и в начале, было торжественное шествие, иерархов, священников, монашествующих разных орденов, студентов академии и семинаристов.

Когда было объявлено окончание встречи, все стали спокойно расходиться, последовательно, по секторам, в разные стороны, кому, куда было нужно. Многие прихожане пришли из своих храмов организованно с хоругвями, также с пением и молитвой они расходились во главе со своими пастырями.

Трудно было даже представить возможность такого многочисленного собора, но успешное его проведение дает надежду повсеместно проводить такие мероприятия и встречи для сближения людей на добрые дела, угодные Богу.

Очень интересно было познакомиться с творческой молодежью Католической Церкви восточного обряда. Отдельные группы принимали участие в концерте после проведения Литургии. Мы прослушали и духовную поэзию сестер монахинь. В программе была также молитвенная музыка «Царю Небесный», «Во Царствии Твоем», «Антифоны», « Иисусе Сладчайший», «Иисусе монахов радосте», «Иисусе души моей сладосте», «Богородице Дево». Исполнялось духовное пение под аккомпанимент флейты и гитары. Прослушали мы квартет бандуристов «Львовянка». Посчастливилось нам познакомиться здесь с камерным оркестром из Киева. Звучал Бортнянский.

Что уж мы совсем не ожидали, так это встречи с канадским певцом, эмигрировавшим ранее из Украины Игорем Богданом. Он исполнял свои и украинские народные песни «под фанеру», как говорят теперь. Звуки, вернее стуки, разрывали барабанные перепонки и мы покинули концертную площадку. Наш батюшка, в такой толпе, нас даже и не искал, после литургии он со священниками из храма Пресвятой Евхаристии добрался до города и спокойно встретился с нами уже во время обеда.

Вечером в последний день, о. Иосиф настоятель храма, ответственного за нашу группу, устроил нам приятную заключительную встречу, немного отдохнув после обеда, мы поехали в центр города на молебен, который в Доминиканском соборе служил викарий о. Иннокентий, прекрасно пели настоятель и регент. Вдвоем они исполняли все песнопения молебна. Только прежде мы еще успели заглянуть в знаменитый Успенский храм на Русской улице, там, в воскресенье вечером служилась вечерня. Эта церковь известна своей богатой историей и связью со знаменитым Львовским Братством, которое, получив ставропигию от Константинопольского патриарха, смогло сохранить богатство духовной и материальной культуры Западной Руси от произвола православных архиереев средневековья. Ныне храм – кафедральный собор украинского автокефального православного епископа. Мимо памятника знаменитому Ивану Федорову, отлитому в бронзе, (который не по сезону стоит в большущих сапогах) и вокруг его постамента разместились торговцы букинистическими изданиями и атниквариатом, а попросту барахолка, мы вернулись в греко-католическую церковь.

После молебна наши гостеприимные священники-хозяева из прихода Пресвятой Евхаристии о. Иосиф и его викарий о. Иннокентий провели небольшую экскурсию по уютным старинным улочкам возле Ратуши. Обратили внимание на один из домов, с балкона которого впервые был вывешен «жовто-блакитный прапор» - символ незалежности, задолго до самой этой незалежности. Интересно было узнать, что в советское время, фигура старинного Нептуна в одном из фонтанов на площади Рынок стояла без трезубца, так как античный языческий бог был обвинен в украинском национализме, известно, что трезубец это национальный украинский символ. В одной из квартир, в старинном доме, нам показали окна, за которыми находился подпольный греко-католический монастырь студитов в советское время. Там совершались постриги, служились литургии, протекала духовная жизнь. В другом месте была подпольная семинария.

Во время чаепития в чукерне (кондитерской) в момент, когда я подарила о. Иннокентию книгу стихов Н.П. Осадчей, батюшка сказал, что фамилия эта ему известна хорошо. Люди этой фамилии служат Богу. Я поняла, что оказалась в нужное время в нужном месте. Поняла, что это моя церковь, мой путь.

Мы расстались с нашими гостеприимными хозяевами, осталось еще немного времени. Побродили по центру, остановились у новодела - памятника королю Даниле, далее - памятник Адаму Мицкевичу, испуганно-удивленно внимающему, осенившей его музе. Обратили внимание на отель Жорж, в котором под охраной содержали участников псевдо-собора 1946 г. Прошлись по проспекту до Оперного театра и обратно. Задержались у беломраморной статуи Божией Матери Лурдской, прислушались как журчит вода фонтана у подножья колонны, на которой стоит Богородица, молящиеся чепчут молитвы Розария, пальцами перебирают бусинки на четках-вервицах. Посмотрели, как катаются туристы в повозках, запряженных красивыми конями. Послушали, как красиво поют старинные народные песни простые люди, собравшиеся воскресным вечером в центре бульвара.

Час был достаточно поздний для службы, но двери храма св. Андрея были открыты и мы зашли туда. Было много людей и тишина, старенький монах-священник тихонечко шел меж рядов. Он возлагал с молитвой свои руки на опускавшихся перед ним на колени людей. Мы тоже наклонили свои главы, необычайно теплые старчески руки на некоторое мгновение замерли на голове, отец молился, потом немного сжал руки, благословил и шел дальше. На душе благодать, умиротворение.

Положительные чувства постоянно в эти дни наполняли наши души. Навсегда останется в сердце все то, что мы увидели и прочувствовали здесь.

Слава Богу за все!

Безмерная, огромная благодарность всем организаторам поездки.

                  


 

вернуться  на главную